Суды Костанайской области
информационный портал
«Независимый и справедливый суд –
стержень деятельности любого государства»
Н. Назарбаев
Информация
Официальный сайт
Телефон доверия
Электронное наблюдательное производство
Конституция Республики Казахстан
Справочник по судебным делам
График приема граждан
Медиация в Костанайской области
Казахстан 2050
Борьба с коррупцией
Министерство регионального развития
ЕВРАЗЕС
Файловый архив
Видео
Костанайская область
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Последние статьи
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Судья Галымжан Мырзаке: Я как человек не понимаю, как могут судиться близкие люди, Закон кз от 09.11.2015г.
Судья Галымжан Мырзаке: Я как человек не понимаю, как могут судиться близкие люди, Закон кз от 09.11.2015г.Публикации в СМИТема нашей сегодняшней беседы с председателем Костанайского областного суда Галымжаном Мырзаке – предстоящая реорганизация судебной системы. Из обозначенной Президентом Национальной программы «Сто конкретных шагов» по созданию современного государства, более десятой части посвящено обеспечению верховенства закона - Zakon.kz. Правосудие – это не только возможность отстоять свои права в суде, но и исполнение судебного решения – Галымжан Жарылкасынович, запланированная модернизация судебной системы не первая, они происходят с регулярностью землетрясений. Почему? Что об этом думают сами вершители правосудия? – Жизнь на месте не стоит. Те преступления, которых еще десять лет назад и в помине не было, теперь, как говорится, имеют место быть. Например, связанные с применением компьютерных технологий. Соответственно меняется и законодательство. С момента обретения Казахстаном независимости, наша система действительно не раз реформировалась. Был взят курс на специализацию судов. Образованы административные, экономические, ювенальные суды, суды по рассмотрению тяжких преступлений. Время показало, что это было сделано правильно. Когда судья специализируется на определенной категории дел, это положительно сказывается и на качестве отправления правосудия, и на сроках рассмотрения дел. Также у нас появился суд присяжных, таким образом к правосудию привлекается гражданское общество. Это необходимо, если мы собираемся соответствовать статусу правового государства. Надо сказать, что по одному из признанных международных рейтингов – Глобальному индексу конкурентоспособности, который оценивает показатели стабильности и независимости судов – Казахстан за последние четыре года поднялся на 25 позиций. Наш Президент обозначил пять институционных реформ, одна из которых направлена на обеспечение верховенства закона. Был принят План нации «100 конкретных шагов», где своя роль отведена судебной системе. Я бы сказал, очень большая роль, целых одиннадцать шагов, которые начинаются с перехода от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. Первый уровень – районные и городские суды, второй – апелляционная инстанция, которая будет базироваться в областном суде. Здесь будут рассматриваться дела – уголовные и гражданские, судебные акты по которым не вступили в законную силу. И третий уровень – кассационная инстанция в Верховном суде, где будут рассматривать дела, вступившие в законную силу, но, конечно, не все. Дела по уголовным проступкам, преступлениям небольшой тяжести закончатся на стадии апелляции. По гражданским будет установлен так называемый суммовой ценз. – Почему переход от пятиступенчатой системы к трехуровневой трактуется как упрощение доступа граждан к правосудию? – Правосудие – это не только возможность отстоять свои права в суде, но и исполнение судебного решения. Не все граждане пользуются своим правом добросовестно. Некоторые злоупотребляют, затягивают исполнение судебных решений, обращаясь во все судебные инстанции. Теперь их станет меньше. Фиксация судебного процесса на камеру дисциплинирует и судей – Но лишняя инстанция – это и лишний фильтр… – Статистика говорит, что процент изменения судебных решений и приговоров в надзорном порядке – минимальный. Кроме того, если сейчас в апелляционной инстанции судья рассматривает дела единолично, то в дальнейшем предусмотрено коллегиальное рассмотрение тремя судьями. Но сразу оговорюсь - не по всем делам. По уголовным проступкам, преступлениям небольшой тяжести или, например, по расторжению брака, дела будет рассматривать один судья. – Для наших граждан главное не то, как будет построена судебная система, а то, насколько качественно она будут работать. – Согласен. Чтобы добиться качества рассмотрения дел, будет предпринято сразу несколько шагов. Как вы знаете, Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» гласит, что судьей может стать гражданин Казахстана, достигший 25-летнего возраста. Верховный суд предложил поднять возрастную планку до 30 лет. При этом у кандидата в судьи должно быть не менее пяти лет трудового стажа по участию в судебных процессах. Сейчас ему достаточно просто иметь юридическое образование. Кроме того, для кандидатов в судьи предусматривается не трехмесячная, а годовая стажировка с отрывом от производства. А потом еще год испытательного стажа. В числе новелл и общественные советы, которые будут обсуждать кандидатуры будущих судей. Такой подход будет лучше выявлять их профессиональные качества, ведь не каждый юрист может быть судьей. А профессия у нас отнюдь не простая. Также действующие судьи будут регулярно повышать свою квалификацию в Институте правосудия, который передается Верховному суду. Судей надо воспитывать с низов. А хочешь работать в областном суде – прослужи пять лет в районном. Хочешь работать в Верховном суде – проработай не менее пяти лет в областном суде. – Один из шагов по обеспечению верховенства закона предусматривает усиление подотчетности судей и разработку нового этического кодекса. Кому могут быть подотчетны судьи? – При рассмотрении конкретных дел и вынесении решения – никому. В данном случае подотчетность подразумевает усиление ответственности. Поэтому и предлагается создание специального судебного жюри при Верховном суде. Сегодня правом возбуждения дисциплинарного производства в отношении судьи, который нарушил закон при рассмотрении дела, судейскую этику, трудовое законодательство, наделены председатели Верховного и областных судов. Теперь любой гражданин может подать жалобу напрямую в судебное жюри. Хочу обратить внимание на такой шаг в программе, как внедрение аудиовидеофиксации всех без исключения судебных процессов. Это снимает массу вопросов, возникающих при рассмотрении дел. Лично у меня был такой случай. Гражданин обратился в Верховный суд с жалобой, что я при рассмотрении гражданского дела в кассационной коллегии его грубо прерывал, не давал высказать свою позицию. Мы подняли диск с записью судебного заседания, пригласили этого гражданина, продемонстрировали ему запись. И он убедился, что ничего подобного не было. Выяснилось, что жалобу в Верховный суд писала его супруга. Они процесс проиграли, поэтому была такая реакция. У нас сегодня оснащенность современной техникой превышает 70 процентов. Кстати, с введением аудиовидеофиксации снизилось число жалоб на действия судей. Надеюсь, дальше они вообще сойдут на нет, ведь фиксация судебного процесса на камеру дисциплинирует и судей. Раньше мы боялись вас, журналистов, не всю информацию давали – Чем объясняются законодательные скачки касательно института присяжных заседателей? Сначала был определен один круг уголовных дел, по которым могли участвовать присяжные, потом его расширили, потом снова сузили. И вот теперь снова предлагается расширить область применения суда присяжных. – Это общепринятый мировой порядок рассмотрения дел, когда привлекается общественность. Стороны – защита и обвинение – должны доказать присяжным, виновен подсудимый или нет. И для этого присяжные не обязательно должны иметь юридическое образование. Главное – их гражданская позиция. При этом за подсудимым остается право выбирать, будут ли его дело рассматривать с участием присяжных или он больше доверяет профессиональному судье. Сегодня все, что касается конституционных прав человека, выходит на первый план. Как вы знаете, не так давно в нашей системе появился институт следственных судей. Следственный судья не только дает санкции на арест, ему можно обжаловать действия следователя, дознавателя. Скоро его полномочия еще больше расширятся, он будет вместо прокурора давать разрешения на обыск, выемку предметов, осмотр, личный обыск. – Можно представить, как отреагирует на это полиция. Остановили на улице человека, у него в кармане наркотики. Сейчас и двоих понятых найти трудно, а тут надо брать разрешение судьи на личный обыск… – Думаю, законодатель распишет всю процедуру. Кроме того, это международная практика, а международные стандарты и дальше будут внедряться. Недаром по инициативе Президента отдельным шагом для этого предусматривается создание при Верховном суде международного совета. Появится и международный арбитражный центр по рассмотрению споров с участием крупных инвесторов. – Несколько лет назад активно обсуждалось, как в современную судебную систему внедрить элементы казахского национального судопроизводства. Например, суд биев. И ничего не получилось. – Я бы так не сказал, кое-что все же привнесено. Обычное право казахов основным критерием считает приведение сторон к мировому соглашению, к примирению. Даже дело об убийстве человека заканчивалось тем, что виновный выплачивал потерпевшим определенный штраф. Главное было раскаяться и искренне попросить прощения. У нас сейчас тоже существует институт медиации, но процесс пока идет тяжело. – Граждане несговорчивые? – Иногда чересчур принципиально стоят на своих позициях. Я как судья, не понимаю, как могут судиться родные. Вот, например, рассматривали дело: 20-летняя девушка предъявила иск отцу о взыскании алиментов на время учебы. По закону мы приняли решение в ее пользу, хотя потом мужчина именно нас обвинил во всех смертных грехах. Но при чем здесь судьи? Меня так и подмывало сказать: это же твоя дочь, ты ее должен был воспитывать. Или судятся бабушка и внучка... Бабушка сначала подарила внучке квартиру, а потом решила забрать ее обратно. Все эти моменты - вопрос нравственности. И судью ограничивают в том, чтобы дело решить миром, потому что одна из сторон может обвинить в предвзятости. – Вы полагаете, что предпринимаемые в области верховенства закона шаги дадут ожидаемый результат? – Безусловно, дадут. Еще несколько лет назад судебную систему вряд ли можно было считать открытой. Мы боялись вас, журналистов, не всю информацию давали. Сегодня ситуация другая, общественный контроль нам только на пользу. И если Президент поставил задачу о вхождении Казахстана в число тридцати самых развитых государств, мы должны соответствовать этому статусу. 

Источник: http://kst.sud.kz/rus/massmedia/sudya-galymzhan-myrzake-ya-kak-chelovek-ne-ponimayu-kak-mogut-suditsya-blizkie-lyudi-zakon