Суды Костанайской области
информационный портал
«Независимый и справедливый суд –
стержень деятельности любого государства»
Н. Назарбаев
Информация
Официальный сайт
Телефон доверия
Электронное наблюдательное производство
Конституция Республики Казахстан
Справочник по судебным делам
График приема граждан
Медиация в Костанайской области
Казахстан 2050
Борьба с коррупцией
Министерство регионального развития
ЕВРАЗЕС
Файловый архив
Видео
Костанайская область
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Последние статьи
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Совершенствуя судебную систему, Закон кз от 04.09.2015г.
Совершенствуя судебную систему, Закон кз от 04.09.2015г.Публикации в СМИ

В настоящее время в республике активно осуществляются институциональные реформы по Плану нации «100 шагов: «Современное государство для всех». В соответствии с реформой «Обеспечение верховенства закона» предусмотрено 19 конкретных шагов в сфере совершенствования правовой системы Казахстана. Большая часть из них посвящена реформированию национальной судебной системы.

Ключевые приоритеты работы национальной судебной системы были обозначены Президентом Республики Казахстан еще на прошедшем в ноябре 2013 года VI Съезде судей. Это последовательное совершенствование законодательных и процессуальных норм деятельности судов, совершенствование судоустройства, активное внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия, повышение профессионализма судебного корпуса. Эти приоритеты нашли свое непосредственное воплощение в целевых шагах институциональной реформы. Национальной комиссией по модернизации выделено два основных вектора реформ. Один из них направлен на модернизацию судопроизводства в стране. Второй - на совершенствование системы отбора и назначения судей. В этих направлениях принято решение осуществить ряд мер. Все они прямо затронут работу судов в регионах.

Так, в ближайшее время будет произведена оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Намечен переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. При ней районные, городские и приравненные к ним суды будут осуществлять судопроизводство первой инстанции, в областных судах будет сосредоточена апелляционная инстанция, в Верховном суде РК - кассационная инстанция.

Во многом такой переход обусловлен вполне обоснованной критикой существующей системы, когда в одном и том же областном суде находится и апелляционная, и вышестоящая по отношению к ней кассационная инстанция. При этом поскольку кассационная инстанция фактически выполняет функции надзора, логично выглядит передача этих функций Верховному суду. Это соответствует также и международной практике других стран системы континентального права, к ко-

торой принадлежит и Казахстан, по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов.

Усиление роли апелляционных инстанций на местах означает и усиление их ответственности. Для повышения эффективности их работы предлагается применение коллегиального рассмотрения дел. При этом в зависимости от сложности и в целях процессуальной экономии гражданские дела, рассмотренные в упрощенном порядке и в приказном производстве, то есть при отсутствии спора, а также уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести будут рассматриваться единолично.

Будут также пересмотрены параметры кассационного обжалования в Верховном суде. Например, ограничение подсудности предлагается по уголовным делам небольшой тяжести и административным делам, пересмотр которых должен будет производиться через органы прокуратуры, а гражданские дела упрощенного и приказного судопроизводства должны находить свое окончательное разрешение на уровне областей. Считаю, области готовы справиться с такой задачей. Помимо этого, в соответствии с устоявшейся мировой практикой будут установлены ограничения по суммам исков, дела о которых будут подсудны кассационной инстанции, а также определена государственная пошлина. Это делается также для того, чтобы не содействовать нынешней практике умышленного затягивания дел стороной, не обладающей правовой аргументацией.

С другой стороны, одним из шагов реформы является создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам. Для рассмотрения инвестиционных споров образуется специализированный судебный состав в суде города Астаны, а для разрешения споров с участием крупных инвесторов -инвестиционная коллегия Верховного суда РК. Помимо этого, в рамках

финансового центра Астаны, в соответствии с Указом Главы государства, создается специализированный финансовый суд. Он не входит в судебную систему страны и будет действовать в особом статусе, на примере суда Ду-байского финансового центра (Объединенные Арабские Эмираты). Также в Астане будет создан международный арбитражный центр (АГТС) на примере международного арбитражного центра в Дубае. Он планируется как единый арбитражный центр для оперативного и эффективного рассмотрения коммерческих и хозяйственных споров.

Дело в том, что проведенными в прошедшем году исследованиями было установлено, что действующие в стране арбитражные и третейские суды зачастую разобщены, не имеют единой сети, базы данных, слабо ориентированы на международный опыт. Создание международного центра станет мощным стимулом для их развития и обеспечения альтернативных способов разрешения споров, а также фактором уменьшения нагрузки на судебные органы и снижения уровня конфликтности гражданского общества.

Следующий шаг судебных реформ - сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам. Внесением соответствующих поправок в Гражданский процессуальный Кодекс РК будут сокращены случаи обязательного участия прокурора в гражданских судебных делах. Это позволит, с одной стороны, обеспечить действительную состязательность сторон как принцип гражданского судопроизводства, а с другой стороны, сосредоточить внимание органов прокуратуры на приоритетных направлениях прокурорского надзора.

Важный шаг институциональных реформ, подтверждающий приверженность Казахстана мировым традициям демократии и верховенства права, -расширение области применения суда

присяжных. В настоящее время выработаны конкретные предложения по расширению области применения судов присяжных по пяти составам особо тяжких преступлений и законопроект об этом внесен в Парламент страны. Актуальной задачей по реализации указанного шага является обеспечение судов всеми местными исполнительными органами постоянно обновляемыми списками граждан для участия в суде присяжных, потому что с подбором присяжных существуют определенные проблемы.

Одним из важнейших шагов реформы является ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. В этом направлении приняты согласованные решения по совершенствованию механизма отбора кандидатов. Предлагается повысить до 30 лет возрастной ценз для кандидатов в судьи, при этом не менее 5 лет их стажа должны быть связаны с непосредственным участием в судебных процессах. Фактически существующий возрастной ценз в 25 лет едва ли кем всерьез воспринимается. При сдаче профессиональных квалификационных экзаменов для кандидатов дополнительно будет внедрена система ситуационных тестов и психологического тестирования. Кандидаты будут проходить перед решением вопроса о назначении их судьями годичную стажировку в действующих судах. А после назначения молодые судьи будут проходить еще и годичный испытательный период.

Помимо этого, в числе новелл также сокращение срока действия квалификационного экзамена с 5 до 3 лет, привлечение СМИ к работе общественных советов при рекомендации судей на вышестоящие должности, онлайн-трансляции пленарных заседаний об-

ластных судов при обсуждении кандидатов в судьи. Для обеспечения принципа меритократии, то есть продвижения по принципу профессионализма, будут установлены требования о наличии для кандидата в судьи областного суда не менее 5 лет стажа работы судьей районного и приравненного к нему суда.

Предлагается также преобразовать действующий Высший судебный совет в постоянно действующий орган с самостоятельным штатом работников. Во многих развитых странах, например, Франции или Италии, такой орган наполовину состоит из судей, а наполовину - из прокуроров, адвокатов, правоведов, юридической общественности. На определенный период члены таких советов освобождаются от своей основной работы и занимаются исключительно вопросами кадров для судебной системы. Внедрение такого опыта у нас имело бы положительный результат.

Для соответствия судопроизводства современнейшим требованиям внедряется аудиовидеофиксапия всех судебных процессов. В целях исключения приостановки записей или редактирования материалов вносятся соответствующие изменения в программное обеспечение технических комплексов. Система АВФ будет интегрирована с разделом «Судебный кабинет» на сайте Верховного суда РК, что позволит гражданам - участникам процессов дистанционно просматривать и скачивать записи заседаний судов.

Важным направлением внедрения АВФ является обеспечение судебных процессов видеоконференц-свя-зью со следственными изоляторами и учреждениями уголовно-исправительной системы. Это приведет к экономии бюджетных средств на конвоирование и исключению других рисков, в том числе побегов и несанкционированных контактов осужденных, а также повышению безопасности процессов. Напомню, что в городе Житикаре Костанайской области дислоцировано единственное в республике учреждение чрезвычайной опасности, где содержатся лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы.

В ближайший период реализация институциональных реформ примет масштабный и предметный характер. Уверен, национальная судебная система имеет четкое видение путей реализации всех поручений Главы государства и готова к осуществлению конкретных шагов по обеспечению верховенства закона.

 

Галымжан Мырзаке, председатель Костанайского областного суда



Источник: http://kst.sud.kz/rus/massmedia/sovershenstvuya-sudebnuyu-sistemu-zakon-kz-ot-04092015g